ДТП при движении транспортных средств в одном направлении

ДТП при движении транспортных средств в одном направлении


1.1. ДТП при движении транспортных средств в одном направлении в одном ряду.

10.1 10.2 10.3

X-0, Y-1

X и Y – двигались в одном направлении. Транспортное средство X получает удар в заднюю часть. Y – во всех случаях рассматривается как нарушивший ПДД.

Комментарий:

Ситуация 10, где во всех случаях Y признается нарушившим один или несколько следующих пунктов ПДД – 9.10,10.1 и в полной мере несет ответственность за ущерб, причиненный в результате ДТП, применяется только в происшествиях при движении транспортных средств в одном направлении и в одном ряду, когда транспортное средство X в результате столкновения с транспортным средством Y получает повреждения задней части.

Схема 10.1. При нанесении удара транспортным средством Y в заднюю часть X, включая нанесение Y бокового удара в заднюю часть X (например, при заносе транспортного средства Y или при совершении им маневра);

Схема 10.2. При совершении X поворота в боковой проезд, когда удар был получен в обстоятельствах, указанных в Схеме 10.1;

Схема 10.3. Если X движется к месту стоянки или соверша¬ет парковку вперед по ходу движения на правой или левой сто¬роне проезжей части, въезжает справа или слева на место стоянки, во двор, в место, закрытое для общедоступного движения, или на дорогу без покрытия. Применительно к Ситуации 10 находящимися в одном ряду рассматриваются транспортные средства, полностью или частично перекрывающие друг друга.

В случае оспаривания водителем транспортного средства Y факта нарушения им ПДД, установление удара в заднюю часть транспортного средства недостаточно для доказательства движения в одном ряду, поскольку этот удар может быть следствием выезда в другой ряд транспортного средства, получившего удар сзади. Поэтому факт движения в одном ряду должен под¬крепляться дополнительными доказательствами (показаниями участников и очевидцев ДТП, схемой ДТП, в отчете аварийного комиссара, протоколе или в ином документе ответственных должностных лиц и т.п.). При отсутствии данных доказательств, движение считается производимым в двух рядах и Ситуация 10 не применяется. Тогда следует применить Ситуации 13,15 или 17. Ситуация 10 также не применяется в случаях, если:

  • точка удара расположена в другом месте – не в задней части транспортного средства;
  • столкновение транспортных средств произошло при совершении обгона,
  • при движении транспортных средств в двух рядах, одним из доказательств которого служит расположение точки удара сбоку транспортного средства, даже если она расположена позади задних колес.

 

1.2. ДТП при движении транспортных средств в одном направлении в двух рядах.

13.1 13.2 13.3

X-1/2, Y-1/2

X и Y – двигались в одном направлении в двух рядах:

  • без совершения маневров;
  • когда X совершал маневр (поворот направо или перестроение в правый ряд);
  • и когда X и Y оба совершали поворот. Во всех случаях оба участника ДТП рассматриваются как нарушившие ПДД.

Комментарий:

Ситуация 13: X и Y-двигались в одном направлении в двух рядах. Ситуация 13, где во всех случаях оба водителя X и Y признаются нарушившими один или несколько пунктов ПДД – 8.5,9.10,10.1, Применяется только в следующих происшествиях:

Схема 13.1. Транспортные средства X и Y двигались в двух рядах в одном направлении без изменения ряда, или если отсутствуют доказательства изменения ряда транспортным средством Y;

Схема 13.2. Транспортное средство X совершало маневр (поворот направо или перестроение в правый ряд);

Схема 13.3. Транспортные средства X и Y оба совершали поворот.

15.1 15.2 15.3

X-0, Y-1

X и Y – двигались в одном направлении в двух рядах.

Y совершал маневр (поворот, перестроение) из своего ряда, пересекая ряд Х. Х двигался по своему ряду.
Во всех случаях Y рассматривается как нарушивший ПДД.

Комментарий:

Ситуация 15:

X и Y – двигались в одном направлении в двух рядах. Y-совершал маневр (поворот, перестроение) из своего ряда, пересекая ряд (направление дви-жения) X. Х двигался по своему ряду.

Ситуация 15 применяется только (схемы 15.1-15.3), если X и Y двигались в двух рядах в одном направлении, и если Y, со¬вершая маневр (поворот, перестроение) или иное изменение направления движения, пересек ряд (направление движения) X. во всех случаях (схемы 15.1-15.3) Y признается нарушив¬шим один или одновременно несколько пунктов ПДД 8.4,8.5,8.7.

Схема 15.1. ДТП – столкновение транспортных средств яви¬лось следствием нарушения Y требований п. 8.5 ПДД. Y,совершая поворот на парковку, не занял соответствующее крайнее положение на проезжей части и пересек ряд (направление движения) X, двигавшегося по своей полосе (своему ряду).

Схема 15.2. ДТП – столкновение транспортных средств явилось следствием нарушения Y требований п. 8.5, 8.7 ПДД. Y, совершая поворот в боковой проезд, не занял соответствующее крайнее положение на проезжей части и пересек ряд (направление движения) X, двигавшегося по своей полосе (своему ряду).

Схема 15.3. ДТП – столкновение транспортных средств явилось следствием нарушения Y требований п. 8.4,8.5 ПДД. Y, совершая перестроение или поворот на парковку, не занял соответствующее крайнее положение на проезжей части и пересек ряд (направление движения) X, двигавшегося по своей полосе (своему ряду). Эта ситуация применяется, даже когда Y при совершении маневра (перестроении, повороте) или ином изменении направления движения получил удар в заднюю часть.

 

17.1 17.2 17.3

X-1/2, Y-1/2

Y совершал маневр (поворот налево) из не соответствующего для данного маневра (правого) ряда. Х двигался по осевой линии (по линии горизонтальной дорожной разметки) или пересек ее, выехав на полосу встречного движения.
Во всех случаях оба участника ДТП рассматриваются как нарушившие ПДД.

* Приведенные индексы ситуаций соответствуют индексам, применяемым в европейских странах в так называемом “Европейском протоколе”.

Комментарий:

Ситуация 17:X и Y – двигались в одном направлении в двух рядах. Y – совершал маневр (поворот налево) из не соответствующего для совершения данного маневра (правого) ряда. X – двигался по осевой линии (по линии горизонтальной дорожной разметки) или пересек ее, выехав на полосу встречного движения.

Ситуация 17 применяется в происшествиях, приведенных на схемах 17.1-17.3, где во всех случаях признаются нарушившими требования одного или нескольких пунктов ПДД -1.3, 8.5, 8.7., 9.1-9.3., 9.7. –оба водителя (Х и У).

Схема 17.1. ДТП – столкновение при пересечении транспортным средством Х осевойлинии (линии горизонтальной дорожной разметки) с выездом на полосу встречного движения, что является нарушением требований одного или одновременно нескольких пунктов – 1.3, 9.1,9.2,9.7 ПДД, и совершением маневра (поворот налево в боковой проезд) транспортным средством – Y с нарушением требований пунктов 8.5 и/или 8.7 ПДД.

Схема 17.2. ДТП – столкновение при движении транспортного средства X по осевой линии (линии горизонтальной дорожной разметки) с частичным выездом на полосу встречного движения, что является нарушением требований одного или одновременно нескольких пунктов -1.3, 9.1, 9.2, 9.7 ПДД, и совершением маневра (поворот налево в боковой проезд) транспорт¬ным средством – Y с нарушением требований пунктов 8.5 и/или 8.7 ПДД.

Схема 17.3. ДТП – столкновение при движении транспортно¬го средства X по осевой линии (по средней полосе дороги с двухсторонним движением, имеющей три полосы для движения), что является нарушением требований одного или одновременно нескольких пунктов – 1.3,9.1,9.3 ПДД, и совершением маневра (поворот налево в боковой проезд) транспортным средством Y с нарушением требований пунктов 8.5 и/или 8.7 ПДД.