Кто за рулём членовоза?

Кто за рулём членовоза?


Интервью Э.С.Цыганкова газете “Труд” №54

Наш собеседник – заведующий кафедрой автотранспорта Российской Государственной Академии физкультуры, заслуженный тренер СССР, руководитель центра высшего водительского мастерства Э.С. Цыганков.

Когда видишь летящий на бешеной скорости правительственный эскорт, невольно восхищаешься: что за асы сидят за рулем!

Ц: Да уж, в гаражи высоких чиновников так просто не попасть, – говорит Эрнест Сергеевич. Отбирают строго. Но сколько ни езди, сам асом не станешь. За руль правительственных лимузинов сажали людей ответственных, многоопытных, а они все равно попадали в аварии, да еще в какие! Тренерской работой я занялся в 60-е. Тогда, как ни странно, случалось немало автокатастроф, жертвами которых становились официальные лица. Разбился П. Машеров, член Политбюро и первый секретарь ЦК компартии Белоруссии. Вопреки правилам, он посадил за руль своего бывшего водителя, а не специалиста 9-го управления КГБ, как положено. Чуть позже погибло все руководство болгарской делегации. Водитель автобуса не справился с управлением. После этого ЧП было решено подготовить группу водителей МВД.

Так я начал работать с центральной автобазой МВД. Приоритетом была безопасность. Первых учеников специально подобрали и из профи, и из хронических “аварийщиков”. Курс длился 24 дня – в классе, на площадке, на тренажерах. Удивительно, но даже самые, казалось бы, безнадежные стали классными шоферами, а трое – чемпионами Москвы. Известный ныне Владимир Ганин, мастер спорта международного класса, как раз был в той группе обычных милиционеров.

Ж: Я слышал, что и с “девяткой” вы поработали?

Ц: В 9-е управление КГБ нас пригласили после ЧП: мотоциклист эскорта угодил под машину сопровождения. Западная пресса подняла шумиху – в СССР, мол, даже мотоциклистов хороших нет. Эскорт направили к нам на перековку – вспомнились успехи наших мотогонщиков (благодаря способностям Цыганкова его команда 12 раз завоевывала чемпионские кубки России и СССР – А.М.). За эту работу меня наградили почетным знаком Кремлевского полка. А мы “пошли на повышение” – в 1979-м нам доверили водителей членов Политбюро.

Ж: Они чем-то отличались?

Ц: Каждый из них был словно тенью шефа. Например, шофер Громыко, как и сам министр, производил впечатление интеллигентного и любознательного человека. Таких интересных вопросов, как он, мне не задавал больше никто.

У Устинова водитель в прошлом был мотоциклистом, мастером спорта. И сам Устинов обожал мотоциклы, хотя ему ездить запрещали – это считалось слишком опасным. Но на даче у министра все же было несколько машин, и он со своим шофером на пару любил погонять по окрестностям. У них были общие интересы. Кстати, среди сотрудников гаража Политбюро было много ведущих мотогонщиков страны.

Ж: А что они рассказывали вам о начальстве?

Ц: Они мало говорили – жизнь научила. Шофер Устинова, правда, рассказал занятную историю. Мы обучали скольжению, хотя на “ЗИЛе-117” это выглядит смешно – не должна эта машина скользить! Это бронированный “утюг” весом до пяти тонн. Открыл раз багажник, а там с десяток разных радиостанций. Связаться с Владивостоком, да и с любой точкой мира – дело секунд.

Специфика работы на такой машине: частые приемы – с речами, с выпивкой-закуской. И вечно после этого кто-то опаздывает на аэродром. В последний момент начальство приказывает: через 10 минут быть во Внуково! Все дороги перекрывают, рядом мчится сопровождение, но езда по городу на такой скорости очень опасна. Для шофера это полнейший стресс. И вот водитель Устинова, пройдя у нас подготовку, решил покончить с гонками. На Калининском проспекте был чистый лед. Он пустил автомобиль в занос, заскользил. Устинов удивился: “Почему боком едем?” “Так ведь лед какой!” – ответил шофер. Министр попросил убавить. С тех пор “гонки на выживание” прекратились.

Ж: Не жаловались ли чиновники, что после вашей подготовки их стали возить как картошку?

Ц: Наоборот. Мы учили технике комфортной езды. Ведь чуть резче притормози или поверни руль – и важный пассажир может свалиться с сиденья. Такое случалось даже с членами Политбюро! Проштрафившихся водителей увольняли. Везти комфортно – значит четко просчитывать, что произойдет в ближайшие секунды. Это называется внешний прогноз. Но есть еще и прогноз внутренний. Шофер должен знать, как поведет себя автомобиль в зависимости от его собственных действий. Внешнему прогнозу учат, есть хорошие книги на эту тему. Приходит опыт. Но как предскажешь отказ тормозов или взрыв покрышки? Словами не объяснишь, вот и “гоняли” мы наших подопечных по полигону до изнеможения.

Ж: А самих сановников вы учили?

Это было не принято. Брежнев был большим любителем быстрой езды. Но к нам его и близко не подпускали. Вообще же мы работали с организациями. Составлялись списки чиновников, чьим водителям надлежало пройти курсы.

Ж: В чем заключалась подготовка спецсостава?

Ц: Мы воспитывали не просто хороших шоферов. Приходилось изобретать спецприемы для разных категорий. К примеру, для контрразведки – как прижать, блокировать или обогнать, уйти от столкновения, пройти сквозь поток машин. Одно время отрабатывали погоню в потоке машин – на обычных московских улицах. Ох, и опасные это были игры! И ни одного ЧП! В КГБ тогда шел естественный отбор: за аварию понижали в чине. К нам попадали уже лучшие из лучших.

Увы, сейчас спецслужбам невыгодно тратиться на обучение: подготовишь водителя, а он уйдет туда, где больше платят. Наших бывших учеников из госструктур сманивают в банки, фирмы. И все-таки аварии с машинами VIP по-прежнему нередки…

Представьте: на спидометре 60 км, а на вас летит машина с включенными фарами, с “мигалкой”, со скоростью 180! Вы не можете сообразить, что делать, а эскорт уже перед носом. А ему, чтобы остановиться, нужно метров 200. К тому же останавливаться правительственная машина не имеет права. Чтобы снайпер не смог прицелиться, “мишень” должна мчаться со скоростью не менее 120 км в час. Ехать быстро – первое требование к водителю VIP. От аварий водители спецслужб не застрахованы. Человек не компьютер. Но подготовленный водитель, бесспорно, намного безопаснее любителя.

Ж: Вам приходилось участвовать в погонях?

Ц: Нет, наше дело – обучать. Но “боевые задачи” и мы решали. В свое время в Москве была проблема “рокеров”, и мы вместе с 10-м отделением ГАИ подготовили 12 сотрудников на мотоциклах “БМВ”. Они буквально терроризировали “ангелов ада”. Один из наших учеников, в прошлом чемпион России по борьбе, на ходу хватал за шиворот “рокера” и поднимал над мотоциклом. Гонору у ребят поубавилось.

Ж: А с ГАИ какие у вас отношения?

Ц: Мы занимались подготовкой, скажем, сотрудников того же 10-го отделения, которые сопровождают правительство, иностранные делегации или детей в пионерские лагеря. Там все в порядке. Но всегда поражала слабость подготовки среднего звена ГАИ. Мало кто знал, что милиция стоит на одном из первых мест по аварийности – статистику секретили. Милиционер, сев в машину, сразу включает маяк. И тот становится единственной надеждой на спасение, потому что руками (читай – головой) он себе безопасности обеспечить не может. У водителей спецслужб тоже создается ложное ощущение безопасности. Сегодня Лужков поснимал с многих машин маяки, и у таких водителей возникли большие проблемы, они чувствуют себя не в своей тарелке.

Ж: Чем вы сейчас занимаетесь?

Ц: Наш контингент расширяется. Недавно мы готовили команду водителей Центробанка. Активно работаем с Центром подготовки охранников в Черноголовке, занимаемся антитеррористической деятельностью. При нашем участии создан первый в России автокомбинат водителей-инвалидов – для людей, получивших увечья, как на гражданке, так и на войне в Чечне и Афганистане. Серпуховский автозавод выделил специально оборудованные автомобили “Ока”, а мы помогли этим ребятам стать профессионалами.

Интервью взял Антон Максимов